Требования к категориям гостиниц и других средств размещения Российской Федерации установлены "Положением о классификации гостиниц", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1860 (с изменениями в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2022 г. № 616).
В соответствии с приложением № 4 к Положению, к гостиницам категории "3 звезды" предъявляется следующий набор обязательных требований.
I. Здание и прилегающая территория
1.
Внешнее освещение здания и прилегающей территории в тёмное время суток:
освещение центрального входа, наружное освещение подходов к зданию
3.
Вывеска:
вывеска с информацией, предусмотренной требованиями нормативных правовых актов
освещаемая или светящаяся с названием гостиницы (требование не является обязательным для гостиниц, не занимающих отдельное здание, при условии наличия на этом здании иной освещаемой или светящейся вывески)
при наличии отдельного входа в предприятие питания - вывеска с его названием
4.
Вход для гостей:
отдельный от служебного входа (требование не является обязательным для гостиниц с количеством номеров 50 и менее)
II. Техническое оборудование и оснащение
5.
Аварийное освещение и энергоснабжение:
аккумуляторный источник электропитания в аварийном режиме для световых указателей (знаков безопасности), исправные аккумуляторные фонари у дежурного персонала;
стационарный генератор, обеспечивающий основное освещение и работу основного оборудования (в том числе лифтов) в течение не менее 24 часов (требование не является обязательным: при использовании аварийного энергоснабжения (при соответствии надежности электроснабжения гостиницы I или II категории, предусмотренных действующими Правилами устройств электроустановок))
6.
Водоснабжение:
круглосуточное горячее, холодное (в районах с перебоями водоснабжения должен быть обеспечен минимальный запас воды не менее чем на сутки и подогрев воды);
горячее от резервной системы горячего водоснабжения на время аварии, профилактических работ;
бутилированная питьевая вода в номере или питьевая вода в кулере в коридоре (бесплатно) (Требование является обязательным для районов, где отсутствует подтверждение соответствия качества воды централизованных систем питьевого водоснабжения требованиям санитарных правил и нормативов (при обеспечении питьевой водой посредством централизованных систем питьевого водоснабжения). Требование является обязательным для гостиниц, у которых отсутствует подтверждение соответствия качества воды нецентрализованного водоснабжения требованиям санитарных правил и нормативов (при обеспечении питьевой водой при нецентрализованном водоснабжении))
7.
Система отопления, обеспечивающая допустимую температуру воздуха в номерах гостиницы (наличие системы отопления не является обязательным для сезонных гостиниц, находящихся в южной климатической зоне Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край. Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Калининградская область, Ростовская область), работающих в период с мая по сентябрь включительно. Допустимая температура в номерах 18-24 градусов по Цельсию в холодный период года, 20—28 градусов по Цельсию в теплый период года). Для загородных отелей, турбаз, баз отдыха, расположенных на земельных участках особо охраняемых природных территорий, с количеством номеров 15 и менее, допускается печное отопление.
9.
Вентиляция:
система вентиляции (естественная и (или) принудительная), обеспечивающая циркуляцию воздуха и исключающая проникновение посторонних запахов в жилые помещения
10.
Лифт в здании (требование не является обязательным в случае невозможности установки лифта по техническим причинам (при наличии документального подтверждения). При отсутствии лифта обеспечивается бесплатная доставка багажа):
высотой более 3 этажей (не обязательно для: - гостиниц с количеством номеров 15 и менее; - гостиниц, расположенных в здании, являющемся объектом культурного наследия, и(или) выявленным объектом культурного наследия, и(или) объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения; - курортных отелей, домов и центров отдыха, пансионатов; - загородных отелей, туристских баз, баз отдыха)
высотой более 5 этажей (для: - курортных отелей, домов и центров отдыха, пансионатов; - загородных отелей, туристских баз, баз отдыха);
11.
Время ожидания лифта не более 45 с (выполнение требования подтверждается заявителем документально).
12.
Круглосуточная работа лифта (при наличии)
13.
Наличие телефона (не обязательно для: гостиниц с количеством номеров 15 и менее; загородных отелей, туристских баз, баз отдыха):
связь с персоналом из номера (допускается наличие кнопки вызова обслуживающего персонала, не обязательно для гостиниц с количеством номеров 15 и менее)
телефонная внутренняя связь (без выхода за пределы средства размещения) в 100 процентов номеров (допускается наличие кнопки вызова обслуживающего персонала для: - курортных отелей, домов и центров отдыха, пансионатов; - загородных отелей, туристских баз, баз отдыха)
телефоны коллективного пользования в общественных помещениях (вестибюле), телефонная связь внутренняя и городская
14.
Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" во всех помещениях гостиницы (требование не является обязательным при отсутствии технической возможности предоставления подключения к сети "Интернет" в месте расположения гостиницы, которое должно быть подтверждено документально)
Одноместные (двухместные) номера с санузлом (умывальник, унитаз, ванна или душ) (требование не является обязательным для апарт-отелей и мотелей)
не менее 100 % (допускается наличие в номерном фонде семейных номеров с количеством спальных мест более 2-х, при этом площадь номера должна быть в гостиницах с круглогодичным функционированием не менее 6 м2 на 1 проживающего и не менее 4 м2 на 1 проживающего в гостиницах с сезонным функционированием. В семейном номере курортных отелей, домов и центров отдыха, пансионатов, загородных отелей, турбаз и баз отдыха допускается наличие двухъярусной детской кровати)
16.
Многокомнатные или соединяющиеся номера (требование не является обязательным для: - гостиниц с количеством номеров 50 и менее; - гостиниц, расположенных в здании, являющемся объектом культурного наследия, и(или) выявленным объектом культурного наследия, и(или) объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения; - апарт-отелей; - мотелей)
18.
Площадь номера, за исключением номеров категорий "джуниор сюит" и "студия" (без учета площади санузла, лоджии, балкона), не менее:
одноместного - 12 м2(допускается уменьшение площади на 10 %);
двухместного - 15 м2(допускается уменьшение площади на 10 %)
20.
Санузел в номере (умывальник, унитаз, ванна или душ):
100% номеров
площадь санузла не менее: 2,5 м2 (допускается уменьшение площади на 5 %)
21.
Вентилятор (для гостиниц, расположенных на территориях, относящихся к южной климатической зоне Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край. Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Калининградская область, Ростовская область))
IV. Санитарные объекты общего пользования
23.
Туалет:
вблизи общественных помещений (требование не является обязательным для гостиниц с количеством номеров 15 и менее (при условии обеспечения доступа гостям в служебный туалет))
оборудование:
туалетные кабины,
умывальник с горячей и холодной водой (смеситель),
зеркало,
мыло (диспенсер с жидким мылом),
туалетная бумага;
бумажные полотенца (или электрополотенце);
крючки для одежды, корзина для мусора
V. Общественные помещения
25.
Общественные помещения с мебелью и другим оборудованием, соответствующие функциональному назначению помещения
26.
Холл (требование о минимальной площади холла не является обязательным для гостиниц с количеством номеров 50 и менее):
не менее 30 м2 плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го; максимальная площадь может не превышать 80 м2
27.
Служба приёма и размещения: (при наличии нескольких корпусов или нескольких видов гостиниц в одном гостиничном комплексе на одной территории допускается единая служба приема и размещения)
с зоной для отдыха и ожидания с соответствующей мебелью (кресла, диваны, стулья, журнальные столики), с газетами, журналами (не обязательно для гостиниц с количеством номеров 50 и менее)
28.
Ковры, ковровое или иное напольное покрытие в зоне отдыха (не обязательно для гостиниц с количеством номеров 50 и менее)
30.
Сейфовые ячейки для хранения ценностей гостей в службе приема и размещения (не обязательно при наличии мини-сейфа в каждом номере)
32.
Вешалки в холле и в общественных помещениях
37.
Ковровое покрытие (ковры) в коридорах (не обязательно для: - курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов - загородных отелей, туристских баз, баз отдыха)
38.
Служебные помещения для персонала: столовая или помещение для приема пищи, санузлы, раздевалки, помещения для отдыха, подсобные помещения (не обязательно для гостиниц с количеством номеров 15 и менее)
VI. Помещения для предоставления услуг питания
39.
Предприятия питания:
предприятия питания любого типа (типы предприятий питания: ресторан, кафе, бар, столовая, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий)
VII. Услуги
40.
Служба приема - круглосуточный прием (в гостиницах с количеством номеров 50 и менее время приема может устанавливаться гостиницей самостоятельно; в курортных отелях, домах и центрах отдыха, пансионатах, загородных отелях, турбазах, базах отдыха допускается наличие службы приема, с которой можно связаться круглосуточно)
41.
Вручение корреспонденции гостям
43.
Поднос багажа (из машины в номер и из номера в машину) круглосуточно - по просьбе
44.
Утренняя побудка (по просьбе)
45.
Ежедневная уборка номера горничной
46.
Ежедневная заправка постелей
48.
Смена постельного белья: 1 раз в 3 дня
49.
Смена использованных полотенец: ежедневно
50.
Стирка:
исполнение в течение суток (не обязательно для: - курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов; - загородных отелей, туристских баз и баз отдыха)
51.
Глаженье:
предоставление утюга, гладильной доски и (или) гладильная комната
52.
Химчистка: исполнение в течение суток (допускается предоставление услуг по договору со специализированным предприятием) (не обязательно для: - гостиниц категории "3 звезды" с количеством номеров 50 и менее; - курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов; - загородных отелей, туристских баз и баз отдыха)
53.
Иные услуги:
мелкий ремонт одежды (не обязательно для гостиниц категории "три звезды" с количеством номеров 50 и менее)
автомат для чистки обуви (не обязательно для загородных отелей, турбаз и баз отдыха)
хранение багажа
обмен валюты либо банкомат с возможностью обмена валюты или возможностью оплаты услуг банковской картой (не обязательно для гостиниц с количеством номеров 50 и менее)
вызов такси
54.
Туристские услуги:
туристская информация в службе приема и размещения (в холле гостиницы)
55.
Медицинские услуги:
вызов скорой помощи, пользование аптечкой
VIII. Услуги питания
56.
Обслуживание:
возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (2-разовое, 3-разовое питание); (не обязательно для городских гостиниц (отелей), апарт-отелей и мотелей)
расширенный завтрак; (не обязательно для апарт-отелей и мотелей. Расширенный завтрак - континентальный завтрак, дополненный большим ассортиментом хлебобулочных изделий, джемов и(или) варенья, холодных напитков, сыра и(или) холодных мясных закусок. Продолжительность завтрака не менее 3 часов)
57.
Обслуживание в номере: (не обязательно для: - курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов; - апарт-отелей; - мотелей)
в часы завтрака и в период с 12.00 до 23.00 (требование по обслуживанию в номере в часы завтрака не является обязательным для гостиниц категории "три звезды" с количеством номеров 50 и менее)
IX. Технологии обслуживания, внешний вид персонал
58.
Наличие письменных стандартов для персонала, фиксирующих функциональные обязанности и установленные правила работы
59.
Форменная одежда персонала, служебные значки
Критерии бальной оценки гостиниц
Кроме соответствия обязательным требованиям гостиницам категории "3 звезды" необходимо набрать минимальное допустимое количество баллов по результатам:
1. Оценки качественного состояния зданий, оборудования и оснащения гостиницы
42 балла для городских гостиниц (отелей)
42 балла для гостиниц в зданиях, являющихся объектами культурного наследия и(или) на территории исторического поселения
44 балла для курортных отелей, санаториев, домов (центров) отдыха, пансионатов
44 балла для апарт-отелей и комплексов апартаментов
42 балла для мотелей
45 баллов для загородных отделей, туристских баз, баз отдыха